Предохранители и реле Лада Калина 1-го поколения
Вступление
Компактные Вазовские малолитражки пользуются популярностью у наших сограждан по причине невысокой цены и хорошей ремонтопригодности. В процессе эксплуатации блоках реле и предохранителей Лада Калина 1 поколения могут возникать отказы из-за износа деталей и узлов. Автомобиль выпускался с 2004 по 2013 год в трех вариантах универсал (ВАЗ 1119), седан (ВАЗ 1117) и хэтчбек (ВАЗ 1118).
Машины этой линейки различались конструкцией кузовов, но были унифицированы по большинству узлов и элементов. В частности их электрические схемы и распиновка контактов электрооборудовании, реле управления и на блоках практически идентичны. Последние к слову находятся в салоне, что позволило существенно уменьшить воздействие неблагоприятных факторов среды. Перенос устройств в защищенное пространство позитивно сказался на их надежности и снижении количества отказов.
Блок предохранителей и реле в салоне автомобиля
Бортовая сеть и электрооборудование Лада Калина 1-ых выпусков построена по классической однопроводной схеме. В автомобилях этого семейства предусмотрены три монтажных коробки, в которых размещаются реле и плавкие элементы, и устанавливаются они в салоне:
- Основной. Под панелью приборов левее рулевой колонки;
- Дополнительный. На центральной консоли ниже панели, на которой установлен прикуриватель;
- Второй дополнительный. Во внутреннем пространстве передней панели на уровне центрального тоннеля;
Блок монтажный Лада Калина представляет собой пластиковый корпус с крышкой, которая фиксируется пластиковой защелкой. Внутри него обычно располагается печатная плата и другие компоненты, на внутренней панели имеются отверстия для установки реле и предохранителей. Металлические ножки последних входят в контактные группы и надежно удерживаются ими, обеспечивая минимальное сопротивление в возможность быстрой замены.
Предохранители
На автомобилях ВАЗ модели Калина 1 поколения используются плавкие ножевые предохранители стандартного типа шириной 19 мм. Для цепей с разной нагрузкой применяются вставки разных номиналов, который указывается на корпусе. Маркировка состоит из числа соответствующего максимальной силе тока, который она способна выдержать, с добавлением буквы А. Для удобства они окрашиваются в разные цвета.
Всего в основном блоке автомобиля Калина 1 годов выпуска установлено 32 предохранителя следующих номиналов, которые защищают следующие цепи:
- 5А. Лампы стояночных огней, освещения номерного знака и вещевого ящика;
- 7,5А. Задние противотуманки, лампы ближнего света, кондиционер;
- 10А. Лампы дальнего света, противотуманки, система управления электроусилителем руля, стоп-сигналы, плафон освещения салона;
- 15А. ЭБУ двигателя, вентилятор системы охлаждения, форсунки, сигнализация аварийная, прикуриватель, замок багажника;
- 20А. Стеклоочистители, подушки безопасности, звуковой сигнал, обогрев заднего стекла и передних сидений;
- 25А. Отопитель и омыватель ветрового стекла;
- 30А. ABS;
- 50А. Электроусилитель рулевого управления.
На схеме электрооборудования авто Калина 1 элементы защиты цепей обозначаются большой буквой F с добавлением двухзначного номера защищаемой цепи. Расшифровка маркировок дается в технической документации автомобиля и на внутренней стороне крышки. Четыре вставки с F27 до F30 не используются и являются резервными.
Второй дополнительный блок на Калине 1 рассчитан на 6 предохранителей, отвечающих за низкую и высокую скорость вентилятора, главное и реле топливного насоса. Одно гнездо не используется.
Реле
Для управления рабой мощного электрооборудования на автомобилях Лада Калина применяются электромагнитные реле. Они устанавливаются в основном монтажном блоке и сгруппированы отдельно. Всего используется 17 приборов, которые на схеме обозначаются большой буквой К с добавлением номера.
Таблица, в которой расписаны назначения реле и предохранителей, имеется в «Руководстве по эксплуатации семейства Калина 1 поколения». Следует отметить, что в конструкцию машины в разные годы вносились изменения и при замене реле следует пользоваться технической документацией вашего автомобиля.
Дополнительный блок предохранителей
Контроллер ЭБУ Калина 1 поколения построен на базе микропроцессора и нуждается в дополнительной защите от скачков напряжения и тока. В дополнительном модуле, что располагается под прикуривателем размещено три плавких вставки, которые предназначены для защиты системы управления впрыском:
- F1. Главное реле;
- F2. Бензонасос;
- F3. Плюсовая цепь питания ЭБУ;
Все плавкие вставки, используемые в этом устройстве одного номинала: 15 А. Учитывая высокую стоимость контроллера, для защиты его цепей следует выбирать наиболее качественные предохранители и ни в коем случае не применять нештатные средства типа «жучков».
Процесс снятия и замены блоков предохранителей на автомобиле Лада Калина 1
Ремонт электрооборудования проводится в случае выхода последнего из строя. Для выполнения работ по замене основного модуля предохранителей на Лада Калина 1 потребуются следующие инструмент: отвертка крестовая PH2, пинцет большой и малый. Порядок демонтажа следующий:
- Открыть капот и отключить аккумулятор во избежание коротких замыканий.
- Фиксатор рулевой колонки опустить вниз, после чего выкрутить винты крепления ее кожуха. Деталь снять и убрать в сторону.
- Крышку снять с корпуса, для чего необходимо отжать шесть пластиковых накладок.
- Вывернуть правый и левый винты крепления корпуса, и вынуть его из гнезда.
- Отсоединить электрические разъемы, расположенные на внутренней поверхности корпуса.
После освобождения дефектного монтажного блока предохранителей Лада Калина 1-х годов выпуска на его можно заменить на новый или заведомо исправный. Процесс установки выполняется в обратном порядке.
Предохранитель это не блок предохранителей.
о чем Вы, Юрий?
Совершенно верно. Вводят в заблуждение.