Плавают обороты двигателя Лада Калина: Причины неисправности

Почему скачут обороты двигателя Лада Калина: Причины

Вступление

Лада Калина один из самых популярных автомобилей в странах СНГ. За период производства Калина собрала немало поклонников. Многие владельцы данного авто, хвалят его за простоту и ремонтопригодность, но иногда они сталкиваются с проблемой нестабильных оборотов и плавающего холостого хода на авто. Причин у такой проблемы может быть множество и неопытному человеку, слабо разбирающемуся в технике будет сложно найти причину, а в сервисе за диагностику могут запросить кругленькую сумму.

В данной статье рассказывается, почему на Лада Калина 1 и 2 плавают обороты холостого хода, как правильно найти причину и попытаться ее устранить самостоятельно. Так как Лада Калина выпускалась в двух исполнениях рассмотрим каждое поколение по отдельности.

Нормальные обороты двигателя Лада Калина

Многие владельцы зачастую начинают беспокоиться раньше времени, ведь обороты холостого хода и должны немного колебаться, но есть допустимый предел.

Оптимальные обороты холостого хода для Лада Калина 850-900 об/мин при температуре 20оС.

Если стрелка тахометра отклоняет в пределах 50 об/мин, то это вполне нормальная работа ДВС и не является неисправностью, но вот если обороты скачут в пределах больше 100 об/мин, тут стоит задуматься о диагностике своего авто.

Почему плавают обороты на Лада Калина

Причин у данной проблемы может быть множество, но как правило они все уже были изучены мотористами и диагностами и не являются сложными в обнаружении.

Причины нестабильного холостого хода:

  • Проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки;
  • Проблемы с датчиком холостого хода (регулятором);
  • Проблемы с датчиком массового расхода воздуха;
  • Проблемы с бензонасосом;
  • Проблема с форсунками;
  • Проблемы с топливными фильтрами;
  • Неисправность регулятора давления топлива;
  • Подсос воздуха;
  • Неисправность высоковольтных проводов;
  • Неисправность катушки зажигания;
  • Неисправность свечей зажигания;
  • Потеря компрессии;
  • Поломка ЭБУ.

Как можно заметить причин, по которым могут плавать обороты холостого хода не так уж и много, рассмотрим каждую из причин более подробно и как ее решить.

Проблемы с ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) служит для определения угла открытия заслонки в дроссельном узле. Это необходимо чтобы блок управления двигателем понимал, насколько в определенный момент нажата педаль газа, чтобы правильно сгенерировать топливовоздушную смесь.

Когда датчик выходит из строя, обороты начинают скакать примерно в диапазоне от 500 до 2500 об/мин.

Выходит из строя ДПДЗ из-за своей ненадежной конструкции, внутри него располагаются дорожки, по которым перемещается бегунок, тем самым изменяя сопротивление. Когда дорожки стираются, датчик начинает передавать неправильные показания на ЭБУ, а тот в свою очередь неправильно генерирует топливную смесь, что вызывает нестабильные обороты холостого хода.

ВАЖНО! Данная проблема актуальна только для двигателей с механической педалью газа (для Лада Калина 1-го поколения)

Проблемы с РХХ

Регулятор холостого хода служит для подачи воздуха в ресивер на холостом ходу. В момент, когда ДВС работает на ХХ, заслонка закрыта, и воздух в двигатель поступает через канал ХХ и соответственно через РХХ. Когда регулятор выходит из строя или канал засоряется, количество воздуха подаваемого в двигатель уменьшается что приводит к неправильному приготовлению топливовоздушной смеси и плавающим оборотам холостого хода.

Решить проблему помогает чистка канала холостого хода и замена РХХ.

ВАЖНО! Данная проблема актуальна только для двигателей с механической педалью газа (для Лада Калина 1-го поколения)

Проблема с ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха одна из самых важных деталей в системе инжектора Лады Калина, именно данная деталь подсчитывает количество и температуру воздуха подаваемого в двигатель. Основываясь на показаниях с данного датчика, ЭБУ генерирует топливную смесь, которая затем подается в камеру сгорания. Если датчик выходит из строя он начинает передавать неправильные показания по количеству воздуха прошедшего через него и температуре, что приводит к неправильной топливной смеси и, следовательно, нестабильным оборотам.

Зачастую ДМРВ просто загрязняется, и решить проблему помогает, чистка детали. Так же следует отметить, что в поколениях Лада Калина 2, ДМРВ стал частотного типа, что позволило повысить его надежность несколько раз и владельцы данных авто очень редко сталкиваются с проблемами ДМРВ, а вот владельцы первого поколения Калины, часто испытывают проблемы с данной деталью.

Проблема с топливным насосом

В инжекторных двигателях топлива в камеру сгорания подается под давлением, которое в систему нагнетает бензонасос, когда его производительность падает, падает и давлением в системе, что приводит к снижению подачи топлива в камеру сгорания. Из-за такой проблемы может снизиться мощность автомобиля и в некоторых случаях могут плавать обороты ХХ.

Узнать исправность топливного насоса нужно замерить давление топлива в системе.

Неисправность (засорение) форсунок

Форсунки один из важных элементов топливной системы, а именно подачи топлива в камеру сгорания. Когда они засоряются, эффективность подачи топлива в цилиндр снижается, двигателю становится нахватать топлива, что приводит к плавающим оборотам.

Симптомы данной проблемы могут быть схожи с неисправностью бензонасоса, чтобы исключить его необходимо замерить давление топлива, если оно в норме, то следует прочистить форсунки.

Засор топливных фильтров

В Калине устанавливается два топливных фильтра тонкой и грубой очистки топлива. Фильтр грубой очистки топлива установлен в баке непосредственно на топливном насосе, а фильтр тонкой очистки установлен вне бака и находится под днищем автомобиля на топливных магистралях. Когда какой-либо из фильтров засоряется, давление в системе падает, что может привести к неправильной работе двигателя, на определенных оборотах.

Неисправность РДТ

Регулятор давления топлива, деталь которая при нормальной работе сбрасывает излишки давления топлива обратно в бак, то есть при накачивании давления топлива бензонасосом оно поступает в цилиндры, после того как появляется избыточное давление РДТ открывает обратный клапан и пропускает топлива обратно в бак, тем самым не позволяя излишнее повышаться давлению в системе.

Иногда данная деталь выходит из строя и сбрасывает давление намного раньше, чем это нужно и из-за этого давление системе не может подняться до рабочего, что приводит к неправильной работе двигателя.

Подсос воздуха

Самая часто встречающая проблема из-за которой на Калине обороты холостого хода могут плавать. Проблема заключается в том, что неучтенный ДМРВ воздух начинает попадать в двигатель, тем самым обедняя смесь, из-за чего ЭБУ не может правильно сгенерировать топливовоздушную смесь.

В двигатель поступает определенное количество воздуха, который затем смешивается с топливной в нужных пропорциях. Воздух в ДВС должен поступать только через воздушный фильтр, но зачастую из-за старения резиновых уплотнителей в системе появляются утечки, через которые двигатель начинает подсасывать неучтенный воздух.

Места возможного подсоса воздуха в Ладе Калине:

  • Регулятор холостого хода (через шплинты или резиновое уплотнение) (актуально только для Калины 1);
  • Трещины в гофре впускного тракта;
  • Через сапун малой вентиляции картерных газов;
  • Между дроссельным узлом, ресивером и гофрой через уплотнительные кольца и хомуты;
  • Через масляный щуп;
  • Патрубки адсорбера;
  • Вакуумный усилитель тормозов;
  • Уплотнительные колечки на ресивере;
  • Уплотнительные колечки форсунок.

Чтобы убедиться в проблеме, необходимо проверить двигатель на предмет подсоса воздуха, как это сделать можно изучить тут.

Неисправность высоковольтных проводов

Высоковольтный провод проводит большое напряжение до свечи зажигания, которое помогает обеспечить хорошую искру в камере сгорания. Иногда провода теряют свои свойства, а именно сопротивление изоляции, тогда напряжение начинает пробивать на корпус двигателя, что приводит к невозможности образовать искру в камере сгорания, так как ток не приходит на свечу. Такое случается из-за трещин на проводах или заломов, а так же потертостей.

Чаще всего при такой проблеме обороты будут плавать при наборе скорости, но если провода изношены сильно, то проблемы могут наблюдаться и на холостом ходу.

ВАЖНО! Данная проблема актуальна только для 8-ми клапанных двигателей.

Неисправность катушек зажигания

Проблема аналогична свечным проводам, только пробой может быть вызван в самой катушки, что приводит к потере искры на цилиндре.

ВАЖНО! Данная проблема актуальна только для 16-ти клапанных двигателей.

Неисправность свечей зажигания

Проблема аналогична неисправности катушки зажигания и свечным проводам. Зачастую свечи при длительном использовании в двигателе пробивает, что приводит к их неправильной работе и, соответственно, к неравномерной работе мотора, что вызывает плавающие обороты холостого хода.

Потеря компрессии

Проблема в потери компрессии возникает при износе ЦПГ, тогда двигателю не хватает мощности работать нормально и увеличенные зазоры вызывают нестабильную работу двигателя. Такую неисправность довольно просто обнаружить, достаточно замерить компрессию в двигателе.

Проблемы в ЭБУ

Одной из самых сложных и запутанных проблем связанных с плавающими оборотами холостого хода могут быть неисправности в блоке управления двигателем. В Ладе Калине, ЭБУ расположен не совсем в «удачном» месте, а именно под радиатором печки, так как данная деталь довольно часто протекает и на ЭБУ попадает антифриз, который пагубно влияет на микросхему внутри блока. Любые повреждения в блоке управления двигателем способны вызвать различные проблемы с работой автомобиля.