Датчики инжектора ВАЗ 2109: Неиспраности и расположение

Датчики двигателя ВАЗ 2109

Вступление

ВАЗ 2109, известная как «девятка», оставила значительный след в автомобильной истории. В 90-х её использовали «бандиты», в 2000-х — молодёжь, а и сегодня этих машин всё ещё много на дорогах. Изначально, с 1993 года, ВАЗ 2109 оснащалась карбюраторным двигателем, но в конце 90-х она получила инжекторный двигатель, что положительно сказалось на её технических характеристиках.

Для надёжной работы инжекторного двигателя требуется множество датчиков и «мозг», который управляет всеми процессами. В этой статье рассмотрим датчики системы инжектора ВАЗ 2109, их назначение, расположение и признаки неисправности.

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)

ЭБУ отвечает за работу почти всех систем автомобиля. Он обрабатывает данные со всех установленных датчиков и корректирует подачу топлива и воздуха в камеру сгорания.

Расположение: ЭБУ находится под бардачком у ног переднего пассажира, закрыт пластиковой крышкой.

Признаки неисправности:

  • Проблемы с работой ЭБУ часто связаны с повреждением микросхемы (например, выгорание дорожки или повреждение радиодеталей).
  • Определить неисправность можно только диагностикой, разборкой или заменой ЭБУ на заведомо исправный.

Датчик скорости

С переходом на инжектор, измерение скорости стало производиться электронным датчиком, который считывает показания с вращения шестерней КПП и передаёт данные на ЭБУ.

Расположение: Датчик скорости находится на корпусе КПП под термостатом, рядом со щупом КПП.

Признаки неисправности:

  • Спидометр не работает или показывает неправильную скорость.
  • Не работает одометр.

Датчик детонации

Датчик детонации улавливает детонации в двигателе, вызванные некачественным топливом, и передаёт сигнал на ЭБУ для корректировки угла опережения зажигания.

Расположение: Находится на блоке двигателя между 2 и 3 цилиндром.

Признаки неисправности:

  • Стук пальцев.
  • Потеря динамики.
  • Увеличение расхода топлива.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

ДМРВ измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель, для правильного состава топливовоздушной смеси.

Расположение: На впускной гофре между дроссельной заслонкой и корпусом воздушного фильтра.

Признаки неисправности:

  • Нестабильные обороты холостого хода.
  • Плохая тяга.
  • Самопроизвольная остановка двигателя.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Этот датчик определяет угол открытия дроссельной заслонки, что необходимо для регулировки подачи воздуха в двигатель.

Расположение: На дроссельной заслонке.

Признаки неисправности:

  • Нестабильные обороты от 500 до 2500 об/мин.
  • Плохой запуск двигателя.
  • Отсутствие холостого хода.

Регулятор холостого хода (РХХ)

Регулятор холостого хода управляет подачей воздуха на холостом ходу, регулируя обороты двигателя.

Расположение: На дроссельной заслонке с обратной стороны.

Признаки неисправности:

  • Нестабильные обороты холостого хода.
  • Двигатель глохнет на холостом ходу.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)

ДПКВ определяет положение коленчатого вала и верхнюю мёртвую точку поршня, чтобы ЭБУ мог подать сигнал о зажигании.

Расположение: Вблизи шкива привода генератора, за масляным фильтром.

Признаки неисправности:

  • Двигатель не запускается.
  • Отсутствие искры.
  • Заливка свечей зажигания.
  • Неправильная работа цилиндров.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

ДТОЖ измеряет температуру охлаждающей жидкости и передаёт данные на ЭБУ для корректировки топливной смеси.

Расположение: В корпусе термостата, под боксом воздушного фильтра.

Признаки неисправности:

  • Плохой запуск двигателя.
  • Не запуск двигателя на горячую.
  • Повышенный расход топлива.