Датчики двигателя ВАЗ 2109
Вступление
ВАЗ 2109, известная как «девятка», оставила значительный след в автомобильной истории. В 90-х её использовали «бандиты», в 2000-х — молодёжь, а и сегодня этих машин всё ещё много на дорогах. Изначально, с 1993 года, ВАЗ 2109 оснащалась карбюраторным двигателем, но в конце 90-х она получила инжекторный двигатель, что положительно сказалось на её технических характеристиках.
Для надёжной работы инжекторного двигателя требуется множество датчиков и «мозг», который управляет всеми процессами. В этой статье рассмотрим датчики системы инжектора ВАЗ 2109, их назначение, расположение и признаки неисправности.
Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
ЭБУ отвечает за работу почти всех систем автомобиля. Он обрабатывает данные со всех установленных датчиков и корректирует подачу топлива и воздуха в камеру сгорания.
Расположение: ЭБУ находится под бардачком у ног переднего пассажира, закрыт пластиковой крышкой.
Признаки неисправности:
- Проблемы с работой ЭБУ часто связаны с повреждением микросхемы (например, выгорание дорожки или повреждение радиодеталей).
- Определить неисправность можно только диагностикой, разборкой или заменой ЭБУ на заведомо исправный.
Датчик скорости
С переходом на инжектор, измерение скорости стало производиться электронным датчиком, который считывает показания с вращения шестерней КПП и передаёт данные на ЭБУ.
Расположение: Датчик скорости находится на корпусе КПП под термостатом, рядом со щупом КПП.
Признаки неисправности:
- Спидометр не работает или показывает неправильную скорость.
- Не работает одометр.
Датчик детонации
Датчик детонации улавливает детонации в двигателе, вызванные некачественным топливом, и передаёт сигнал на ЭБУ для корректировки угла опережения зажигания.
Расположение: Находится на блоке двигателя между 2 и 3 цилиндром.
Признаки неисправности:
- Стук пальцев.
- Потеря динамики.
- Увеличение расхода топлива.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
ДМРВ измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель, для правильного состава топливовоздушной смеси.
Расположение: На впускной гофре между дроссельной заслонкой и корпусом воздушного фильтра.
Признаки неисправности:
- Нестабильные обороты холостого хода.
- Плохая тяга.
- Самопроизвольная остановка двигателя.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Этот датчик определяет угол открытия дроссельной заслонки, что необходимо для регулировки подачи воздуха в двигатель.
Расположение: На дроссельной заслонке.
Признаки неисправности:
- Нестабильные обороты от 500 до 2500 об/мин.
- Плохой запуск двигателя.
- Отсутствие холостого хода.
Регулятор холостого хода (РХХ)
Регулятор холостого хода управляет подачей воздуха на холостом ходу, регулируя обороты двигателя.
Расположение: На дроссельной заслонке с обратной стороны.
Признаки неисправности:
- Нестабильные обороты холостого хода.
- Двигатель глохнет на холостом ходу.
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
ДПКВ определяет положение коленчатого вала и верхнюю мёртвую точку поршня, чтобы ЭБУ мог подать сигнал о зажигании.
Расположение: Вблизи шкива привода генератора, за масляным фильтром.
Признаки неисправности:
- Двигатель не запускается.
- Отсутствие искры.
- Заливка свечей зажигания.
- Неправильная работа цилиндров.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
ДТОЖ измеряет температуру охлаждающей жидкости и передаёт данные на ЭБУ для корректировки топливной смеси.
Расположение: В корпусе термостата, под боксом воздушного фильтра.
Признаки неисправности:
- Плохой запуск двигателя.
- Не запуск двигателя на горячую.
- Повышенный расход топлива.