Датчики управления двигателем ЗМЗ-406: Описание, Конструкция, Расположение
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/dvigatel-zmz-406-foto.jpg)
Вступление
Отечественных двигателей, которые устанавливаются на автомобиле не так уж и много, но есть по-настоящему отличные моторы, зарекомендовавшие себя в народе. Один из таких моторов ЗМЗ – 406, данный двигатель устанавливался на множество автомобилей ГАЗ, таких как Волга 3110, ГАЗель 3302 и т.п. Данный мотор оснащается инжекторным впрыском топлива и имеет множество различных датчиков, о которых рассказывается в данной статье.
Датчик положения коленчатого вала
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/02840-datchik-polozheniya-kolenvala-zmz-406-umz-4216-gazel-biznes-evro-3-406-3847060-01.jpg)
Датчик служит для определения частоты вращения коленчатого вала, угла его положения. Данный параметр необходим для блока управления двигателем. Основываясь на этих показаниях, ЭБУ подает сигналы на подачу искры в определенный цилиндр.
Конструкция
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/33-zmz_406.jpg)
- Катушка;
- Корпус;
- Электромагнит;
- Уплотнительный элемент;
- Разъем;
- Ухо крепления;
- Сердечник;
- Задающий диск.
Признаки неисправности:
- Двигатель не запускается;
- Потеря мощности;
- Снижение динамики разгона;
- Двигатель начинает троить;
- Двигатель глохнет на ХХ.
Проверка
Проверка датчика осуществляется несколькими способами, более точный способ это проверка с помощью диагностического прибора DST-2. Второй же способ проверки, это проверка с помощью мультиметра, заключается в проверке сопротивления катушки. Нормальное сопротивление катушки равно 900 Ом.
Зазор между сердечником и задающим диском должен быть от 0,5 до 1 мм. Тогда датчик будет работать правильно.
Расположение
Датчик находится с правой стороны двигателя, спереди. Вблизи задающего диска.
Датчик положения распределительного вала
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/004212730_1.jpg)
Датчик распредвала (ДПРВ) по принципу работы схож с ДПКВ, только он определяет положение верхней мертвой точки (ВМТ) первого цилиндра двигателя ЗМЗ в момент такта сжатия топливной смеси. Это необходимо для правильного определения угла зажигания и синхронизации подачи топлива через форсунки в нужный цилиндр. Датчик работает на эффекте Холла. На распределительном валу устанавливается специальный задающий диск который вращаясь изменяет магнитной поле на датчике распредвала.
Конструкция
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/34-zmz_406-1.jpg)
- Датчик;
- Разъем
- Задающий диск.
Признаки неисправности:
- Двигатель работает неустойчиво;
- Повышается расход топлива;
- Загорается лампа «проверьте двигатель»;
- Теряется мощность мотора;
- Падает динамика разгона.
Проверка
Проверка производится с помощью специального диагностического прибора DST-2. Либо с помощью мультеметра, можно проверить целостность катушки, методом прозвонки.
Расположение
Датчик распредвала на ЗМЗ-406 находится на головке блока цилиндров с верхней ее части ближе к четвертому цилиндру.
Датчик массового расхода воздуха
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/1b5723es-960.jpg)
Датчик служит для подсчета воздуха подаваемого в двигатель для смешивания его с топливом и образования топливовоздушной смеси. Датчик подсчитывает воздух через специальную платиновую нить, которая нагревается до 1500C, а затем под действием поступающего воздуха остывает. Воздух подсчитывается, основываясь на температуре данной спирали.
Конструкция
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/35-zmz_406.jpg)
- Труба;
- Спираль из платины;
- Резистор;
- Кронштейн;
- Корпус.
Признаки неисправности:
- Потеря мощности;
- Двигатель глохнет;
- Сложный запуск мотора;
- Большой расход.
Проверка
Проверить прибор можно по схеме показанной ниже. При подачи напряжения 12В, вольтметр должен показать 1,5 В, а при замыкании контакта, вольтметр кратковременно должен поднимать напряжение до 8 В.
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/36-zmz_406.jpg)
Лучше всего диагностику проводить с помощью прибора DST-2.
Расположение
Датчик устанавливается на впускной магистрали сразу после воздушного фильтра.
Датчик положения дроссельной заслонки
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/orig-1024x770.webp)
Датчик служит для определения угла открытия заслонки в дроссельном узле. Эти данные необходимы для определения подачи топлива, количества и качества регулирования топливной смеси. Основываясь на этих показаниях блок управления двигателем регулирует подачу топлива в цилиндры.
Конструкция
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/37-zmz_406.jpg)
- Корпус;
- Дорожки;
- Сопротивление;
- Разъем.
Признаки неисправности:
- Плавают обороты ХХ;
- Потеря мощности;
- ДВС глохнет;
- Сложный запуск;
- Большие обороты ХХ.
Проверка
Исправность датчика можно проверить с помощью омметра, замерив сопротивление на контактах 1-2 оно должно быть 2 кОм или с помощью диагностического прибора DST-2.
Расположение
Устанавливается деталь на корпусе дроссельного узла на одной оси с заслонкой и механически соединяется с осью заслонки.
Регулятор холостого хода
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/7wOOrZ1wTKAVvXHqSjbUPv2qLrk-960.jpg)
Датчик служит для подачи воздуха в цилиндры при закрытой дроссельной заслонке. Это необходимо для регулирования оборотов ХХ, при прогреве мотора, а так же при движении автомобиля накатом. Сам датчик представляет собой электродвигатель постоянного тока на валу которого насажен клапан открывающий и закрывающий при необходимости подачу воздуха в систему.
Конструкция
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/39-zmz_406.jpg)
1 — Разъем; 2 – Резиновое кольцо; 3 — Шайба; 4 — Фланец; 5 — Якорь; 6 — Стакан; 7 — Магнит; 8 — корпус; 9 — Якорь; 10 — Вал; 11 — Магнитопровод; 12 — Стопор; 13 — Подшипник; 14 — Сальник; 15 — Патрубок; 16 — Заслонка; 17 — Упор; 18 — Подшипник; 19 — Вал; 20 — Патрубок;
Признаки неисправности:
- Двигатель глохнет при езде накатом;
- Двигатель глохнет на ХХ;
- Сложный запуск мотора;
- Неустойчивая работа.
Расположение
Датчик устанавливается на впускной магистрали и соединен с ней воздушными трубками и с дроссельной заслонкой.
Датчик детонации
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/datchik-detonacii-1024x438.png)
Датчик служит для определения детонаций в работе мотора, которые возникают из-за некачественного топлива. Детонации в моторе могут серьезно навредить ему, при наличии данной проблемы мотор испытывает перегрев и сильные вибрации способные разрушить его. Внутри датчика имеется пьезоэлемент, который вырабатывает напряжение при улавливании вибрации.
Конструкция
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/38-zmz_406.jpg)
1 – Разъем ;2 – Корпус ;3 – Металлическая часть; 4 — Гайка; 5 – Пружинная шайба; 6 – Шайба; 7 — Пьезоэлемент; 8 – Контакт.
Признаки неисправности:
- Стук пальцев под нагрузкой;
- Потеря мощности;
- Увеличение расхода топлива;
- Снижение динамики.
Проверка
Проверка производится с помощью диагностического прибора DST-2.
Расположение
Датчик детонации находится на блоке цилиндров в правой стороне. Крепится через болтовое соединение.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/004227950_1.jpg)
Датчик служит для определения температуры жидкости охлаждения. Данный параметр необходим для включения вентилятора охлаждения, корректировки топливной смеси, а так же передачи показаний о температуре ОЖ на приборную панель автомобиля. Датчик работает по принципу терморезистора.
Конструкция
![](https://enginehack.ru/wp-content/uploads/2023/11/ustroystvo-datchika-temperatury-ohlazhdayuschey-zhidkosti-1024x576.jpg)
- Корпус;
- Металлическая часть;
- Разъем;
- Резьба.
Признаки неисправности:
- Не включается вентилятор охлаждения;
- Повышенный расход топлива;
- Неправильно показывается температура ОЖ.
Проверка
Проверка датчика производится с помощью прибора DST-2.
Расположение
Датчик находится в корпусе термостата и вкручивается в него через резьбу уплотняясь специальной шайбой.