Датчик положения коленчатого вала: Неисправности, Проверка

Датчик коленвала, что это такое и как опознать его неисправность?

Вступление

Современные бензиновые автомобили оснащаются инжекторными двигателями с большим количеством различной электроники. Раньше же автомобили были карбюраторные и имели минимальный набор электроники. Сейчас же представить автомобиль без огромного количества датчиков просто невозможно. Инжекторные авто имеют множество датчиков, которые участвуют в работе двигателя автомобиля, а всеми ими управляет один электронный блок.

Один из наиболее известных всем датчиков – это датчик положения коленчатого вала, который может с легкостью обездвижить машину и даже не позволить ей запуститься, но, как правило, такое случается редко.

Раньше с приходом инжекторных двигателей, в России пугали людей одним лишь словосочетанием датчик коленвала. Люди говори «Вот сломается один датчик и все, встанет твоя инжекторная машина посреди трассы и что делать?», но почему-то датчик положения коленчатого вала так и не ломался. С того времени прошло уже очень много времени, а ДПКВ является одним из самых надежных датчиков, который за более чем 30 лет существования инжекторных двигателей выходит из строя крайне редко, но все же выходит!

В данной статье рассказывается о датчике положения коленчатого вала на инжекторных автомобилях, рассказывается о его назначении, местах расположения, устройстве, признаках неисправности и примерной стоимости, а так же способах диагностики данного датчика.

Для чего нужен ДПКВ

Датчик положения коленчатого вала служит для определения положения поршней в двигателе автомобиля, то есть по положению коленчатого вала датчик считывает показания со шкива коленвала, либо с маховика (зависит от разновидности автомобиля), о том, где сейчас находятся поршни в двигателе. Это необходимо чтобы блок управления двигателем понимал, какой в двигателе на данный момент происходит такт, будь то впуск, сжатие, воспламенение, выпуск.

Такты работы ДВС:

  • Впуск;
  • Сжатие;
  • Воспламенение;
  • Выпуск.

Для каждого из тактов необходим свой сигнал от ЭБУ. Например, при такте «впуск» необходим сигнал на форсунки для подачи топлива в камеру сгорания. При такте «воспламенение», необходима искра в камере сгорания. Для этого и необходим ДПКВ, чтобы определить положения коленчатого вала и поршней ДВС, для правильной команды, для форсунок и катушек зажигания.

Типы датчиков коленвала

Всего существует три типа датчиков положения коленчатого вала, которые нашли свое применение в автомобильной промышленности. Многие бренды отдают предпочтения разным датчикам, например, отечественный АвтоВАЗ использует только магнитные датчики положения коленчатого вала.

Типы ДПКВ:

  • Магнитный;
  • Оптический;
  • Датчик Холла (принцип работы на эффекте Холла).

Рассмотрим каждый из типов датчиков более подробно.

Магнитный ДПКВ

Магнитный или как его еще называют научно индукционный датчик, который широко применяется в автомобильной промышленности и служит практически основной всех ДПКВ для современных авто. Данный датчик довольно просто в конструкции, в которую входит только обмотка и сердечник. Когда задающий диск проходит рядом с ДПКВ в обмотке появляется ток, который передается на ЭБУ. Такому датчику не страшна пыль, грязь и влага.

Оптический ДПКВ

Данный датчик состоит из светодиода и фотодиода. Он работает на основе светового потока, то есть светодиод излучает свет, а фотодиод принимает это свет. Как только задающий диск перекрывает источник света, фотодиод посылает сигнал на ЭБУ. Такие датчики используются довольно редко из-за своей сложности конструкции и ненадежности. Если датчик покрывается пылью, приемник света перестает улавливать лучи источника света и ЭБУ перестаёт принимать сигналы.

ДПКВ на эффекте Холла

Датчик Холла по типу работы сход с индукционным ДПКВ, но внутри себя он имеет более сложную конструкцию и микросхему, которая улавливает уже намагниченный задающий диск. Когда зубец диска проходит мимо датчика, тот улавливает этот сигнал и передает на ЭБУ. Такой датчик намного точнее, но более сложен в конструкции и производстве и поэтому заметнее дороже остальных.

Задающий диск

Чтобы ДПКВ работал, необходим венец с зубцами, который называют задающим диском. Чаще всего в качестве задающего диска используется маховик двигателя, либо шкив привода генератора и дополнительного оборудования. ДПКВ находится в непосредственной близости к задающему диску, это необходимо для более точного улавливания сигнала.

Расположение ДПКВ

Датчики положения коленчатого вала в разных автомобилях расположены в различных местах. Чаще всего найти ДПКВ можно на корпусе коробки переключения передач вблизи маховика, либо возле шкива привода дополнительного оборудования. Датчик крепится одним или двумя болтами к корпусу, а определить его можно по специальному экранированному проводу, подходящему к самому датчику.

Признаки неисправности

Когда датчик выходит из строя не заметить, такую проблему просто нереально. Автомобиль при неисправном ДПКВ начинает неправильно работать, что приводит просто к невозможности нормально передвигаться на нем.

Признаки неисправности ДПКВ:

  • Неустойчивая работа мотора на холостом ходу;
  • Значительное снижение мощности двигателя;
  • При наборе скорости мотор начинает троить и пропадает мощность;
  • Появляется сильная вибрация ДВС и его детонация;
  • И самое главное, двигатель самопроизвольно глохнет и перестает запускаться.

Если на Вашем автомобиле появились подобные симптомы, то вероятнее всего вышел из строя ДПКВ, но как убедиться в этом. Существует два способа проверки ДПКВ, с помощью компьютерной диагностики и обычного мультиметра. Рассмотрим эти варианты.

Проверка ДПКВ

Проверка делится на два вида, с помощью компьютерной диагностики и с помощью мультиметра. Так как первый способ проверки обойдется минимум в 1000 рублей, а иногда это дороже самого датчика, то подробно останавливаться на этом способе не будем.

Компьютерная диагностика

Проверка ДПКВ с помощью компьютерной диагностики поможет определить неисправность в детали и даже выявить другие проблемы с автомобилем, но за такую диагностику придется заплатить кругленькую сумму и ехать на СТО.

Так же можно приобрести специальный сканер ЕЛМ327 и вставить его в разъем ОБД2, который имеется во всех современных автомобилях, но в старых авто зачастую встречается разъем ОБД1 к которому данный сканер не подключается. С помощью ELM 327 можно проверить большинство современных автомобилей.

Плюсы компьютерной диагностики:

  • Быстрая и точная проверка;
  • Проверка и других датчиков авто;
  • Проверка любого типа датчика.

Проверка с помощью мультиметра

С помощью обычного бытового мультиметра можно проверить довольно много различных датчиков в авто. Чтобы проверить ДПКВ понадобиться снять с него разъем, либо полностью его демонтировать. Таким способом можно проверить только индуктивные (магнитные) датчики.

Суть проверки заключается в измерении сопротивления обмотки. На мультиметре выставляется переключатель на параметр измерения сопротивления, а щупы прибора подключаются к крайним выводам датчика. Сопротивление должно быть от 0,5 до 1 кОм. Более детальные параметры можно посмотреть в интернете по конкретной модели автомобиля.

Если же мультиметр показывает обрыв цепи, то есть 1, то с вероятностью 100% датчик положения коленчатого вала неисправен и требует замены.

Плюсы диагностики с помощью мультиметра:

  • Возможность самостоятельной диагностики;
  • Нулевая стоимость проверки.

Стоимость датчика

Цена на датчик положения коленчатого вала зависит от модели и марки автомобиля. В среднем чек на покупку данной детали начинается от 1000 рублей за деталь для отечественных автомобилей, для иномарок же эта цена может быть намного выше. Кстати, покупать новый датчик совсем не обязательно, можно приобрести такой же на автомобильной разборке и гораздо дешевле.

Замена

Замену датчик коленвала можно произвести своими руками, если доступ к нему открыт. При замене даже не нужно снимать минусовую клейму АКБ. Достаточно отключить разъем датчика, открутить его, вынуть и в обратной последовательности установить исправный датчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *