Регулировка клапанов Нива: Зазор, Порядок и схема регулировки

Зазоры клапанов Нива: Регулировка, Симптомы зажатых клапанов

Вступление

Нива один из самых популярных отечественных внедорожников, свою популярность обрела из-за надежности, проходимости и доступности. Зачастую Нива не приносит хлопот владельцу, если ее должным образом обслуживать. Одним из важных пунктов обслуживания Нивы является проверка и регулировка клапанных зазоров.

В данной статье рассказывается о регулировке клапанов на автомобиле Шевроле Нива, а именно о правильной проверке и регулировке данного узла, а так же необходимости проведения данной процедуры и последствиях, если не регулировать клапана долгое время.

Зачем регулировать клапана?

Регулировка клапанов на автомобиле является важной процедурой для обеспечения оптимальной работы двигателя. Неправильные зазоры могут привести к неполному закрытию или открытию клапанов, что снижает эффективность сгорания топлива и, соответственно, производительность двигателя. Регулировка помогает предотвратить чрезмерный износ газораспределительного механизма, что увеличивает срок службы двигателя. Кроме того, это способствует снижению расхода топлива и выбросов вредных веществ, что делает эксплуатацию автомобиля более экологичной и экономичной.

Что будет, если клапана будут не отрегулированы?

Прогар клапана

Зазор в клапанах может быть как большим, так и малым, малый зазор наиболее опасен и может серьезно навредить мотору, что в дальнейшем скажется на ремонте ГБЦ. Рассмотрим, как влияет тот или иной зазор на работу мотора, и какие влечет последствия.

Малый зазор клапанов (Клапана зажаты)

Зажатые клапана наиболее опасны, так как они не издают цокающего звука и выявить, что необходимо произвести проверку зазоров невозможно. При зажатом клапане он неплотно прилегает седлу на ГБЦ и в процессе загорания топлива в камере сгорания, пламя попадает за клапан, тем самым повреждая его. Малый зазор в клапанах вызывает прогар клапана.

Симптомы зажатых клапанов:

  • Мотор троит;
  • Теряется мощность;
  • Изменяется звук работы ДВС;
  • Повышается расход топлива.

Большой зазор в клапанах

Увеличение теплового зазора в клапанах не такая критичная проблема как малый зазор, но так же является неисправностью, которую нужно устранять. Большой зазор повышает нагрузку на рокера, и они изнашиваются намного быстрее.

Симптомы большого зазора в клапанах:

  • Появляется цокот при работе мотора;
  • Падает мощность мотора;
  • Изменяется звук работы двигателя;
  • Повышается расход топлива.

Когда регулировать клапана на Нива?

Регулировку проводить необходимо по мере возникновения проблем или после проверки тепловых зазоров клапанов. Проверку необходимо производить каждые 30-60 тыс. км пробега. Если зазоры будут вне допустимых значений, только тогда проводится регулировка.

Где мерить зазор

На картинке ниже показано, где именно находится тепловой зазор.

1 — Кулачок распредвала; 2 — Рокер; 3 — Толкатель; 4 — Контргайка; 5 — Тепловой зазор.

Тепловые зазоры клапанов для Нивы

Тепловой зазор клапанов на Ниве составляет 0,15 мм, как для впускных, так и для выпускных клапанов, но обычно владельцы Нивы делают зазор на выпускных клапанах немного больше, а именно 0,2 мм.

Схема регулировки клапанов

Так как клапана необходимо регулировать, вращая распредетильеный вал, необходимо строго понимать в какой момент клапана находятся, закрыты и в каком цилиндре происходит такт сжатия. Ниже приведена таблица, какие клапана нужно регулировать при определенном положении распределительного вала.

Угол положения коленчатого валаУгол положения распределительного валаКакой клапан регулируемНа каком цилиндре производится регулировка
0*0*8 и 64 и 3
180904 и 72 и 4
3601801 и 31 и 2
5402705 и 23 и 1

* Положение коленвала и распредвала находится по меткам, то есть первый цилиндр находится в ВМТ.

Регулировка клапанов

Чтобы произвести регулировку понадобится несколько важных инструментов, без которых обойтись невозможно.

Инструменты для работы:

  • Рожковый ключ на 13 мм;
  • Рожковый ключ на 17 мм;
  • Щуп 0,15 мм.

После подготовки инструмента можно приступать к регулировке клапанов.

  • Чтобы добраться до клапанов, необходимо снять клапанную крышку двигателя.
  • После снятия крышки выставляем метки ГРМ.
  • Щупом промеряем зазор клапана номер 6 и номер 8, на 3 и 4 цилиндрах соответственно;
  • Щуп должен плотно входить без закусывания, если щуп не входит или свободно болтается, необходимо произвести регулировку;
  • Ключ на 17 ослабляем контргайку, затем ключом на 13 вращаем рокер и добиваемся необходимого зазора, после чего снова контрим рокер, ключом на 17.
  • И так с каждым клапаном согласно таблице выше.