Порядок затяжки болтов ГБЦ ВАЗ 2107: Схема и момент затяжки
Вступление
Все болтовые соединения в автомобилях должны закручиваться с определенным усилием. Это усилие рассчитано инженерами, чтобы болты и резьба в теле не повреждалась. Для каждого болта и каждого метала, будь то алюминий или чугун, имеются свои моменты затяжки. Как правило, владельцы автомобилей редко пользуются специальным инструментом для затяжки каких-либо деталей, но вот при ремонте двигателя на автомобиле ВАЗ 2107, а именно при установке головки блока цилиндров необходимо обязательно соблюдать определенное усилие, чтобы не повредить детали.
В данной статье рассказывается о схеме затяжки головки блока цилиндров, а так же моментах с которым нужно затягивать болты и многом другом.
Почему так важна правильная затяжка ГБЦ
Правильная последовательность затяжки ГБЦ и с правильным моментом важна тем, чтобы не повредить головку, так как неправильная затяжка может привести к пробою прокладки или искривлению плоскости головки, а так же к обрыву болтов, что добавит множество проблем при сборке мотора.
Болты ГБЦ ВАЗ 2107
Существует два типа болтов ГБЦ для ВАЗ 2107, они немного отличаются друг от друга, одни обычного исполнения, а другие торсионного.
Тип болта | Двигатель | Размер | Артикул |
Обычный | Карбюраторный | М12х120х1,25 | 2101-1003271 |
Торсионный | Инжекторный | М12х115х1,25 | 21213-1003271 |
Схема затяжки ГБЦ ВАЗ 2107
Существует определенная схема затяжки ГБЦ для седьмой модели «Жигули», именно этот порядок позволяет правильно и равномерно притянуть головку к блоку.
Как можно заметить на картинке выше порядок затяжки начинается от центра и расходится по краям, нужно обязательно придерживаться данной схемы.
Головку на ВАЗ 2107 держат 11 болтов, десять из которых основные и 11 дополнительный, он закручивается в последнюю очередь.
Болты следует затягивать не просто «на глаз», а с определенным моментом, который обеспечивает надежную герметичность между головкой и блоком, а так же не наносит ущерба болтам и резьбе в блоке.
Моменты затяжки ГБЦ
Затяжка головки производится в несколько приемов, а для затяжки необходимо использовать специальный инструмент, который называется динамометрический ключ. Они бывают двух видов: стрелочные и щелчковые, разницы в использовании ключа нет, они оба показывают силу с которой затягивается соединение.
Болты №1-10 следует затягивать строго по схеме и только после полной затяжки этих болтов затягивается болт №11.
Затяжка ГБЦ для карбюраторных ВАЗ 2107
Затяжка производится в несколько этапов с выдержкой по времени 30 минут.
Этап | Момент | Время после затяжки | Номер болта |
Закрутить болты до упора от руки | — | — | №1-11 |
Первый этап | 40 Нм | 30 минут | №1-10 |
Окончательный этап | 110 Нм | — | №1-10 |
Затяжка доп. болта | 38 Нм | — | №11 |
После первого этапа затяжки выжидаем 30 минут только после, этого времени начинаем протяжку окончательного этапа. Это необходимо чтобы прокладка успела ужаться.
Затяжка ГБЦ для инжекторных ВАЗ 2107
Отличия в данной модели скрыто именно в болтах, в новой модели используются торсионные болты, которые немного короче, а именно на 5 мм. Для таких болтов используется собственная формула затяжки.
Этап | Момент | Время после затяжки | Номер болта |
Закрутить болты до упора от руки | — | — | №1-11 |
Первый этап | 20 Нм | 30 минут | №1-10 |
Второй этап | 80 Нм | 30 минут | №1-10 |
Третий этап | Доворот на 90о | 30 минут | №1-10 |
Четвертый этап | Доворот на 90о | — | №1-10 |
Завершающий этап | 38 Нм | — | №11 |
Советы по затяжке
- Перед установкой необходимо проверить все болты на вытяжении и трещины;
- Почистить резьбу, как на самих болтах, так и на блоке;
- Смазать небольшим количество масла резьбу на болтах, затем протереть ее от масла;
- Смазывать резьбу в блоке НЕЛЬЗЯ!;
- Затяжку проводить только исправными воротками и динамометрическими ключами;
- Не затягивать болты рывками;
- Соблюдать порядок затяжки по схеме.