Регулятор холостого хода Нива, 2121/2123, Шеви
Вступление
Автомобиль Нива начал выпускаться еще при советском союзе и со временем подвергался различным доработкам и улучшениям. Так на смену карбюраторному двигателю пришел более технологичный и совершенный двигатель с инжекторным впрыском топлива.
Как правило, для работы двигателя с инжектором необходимо большое количество различных датчиков, которые автоматизируют и упрощают процесс работы с ДВС. В данной статье речь пойдет об одном из датчиков Нивы, а именно о регуляторе холостого хода (РХХ).
Описание РХХ
Регулятор холостого хода устанавливался только на Нивы с инжекторным впрыском топлива и с механическим дросселем. При установке электронного дросселя РХХ не применяется, так как весь процесс ХХ регулируется электронно.
Регулятор предназначен для регулирования оборотов двигателя на ХХ путем корректировки воздуха подаваемого в ГБЦ. РХХ представляет собой двигатель постоянного тока с червячной передачей на валу, которого установлен конус, регулирующий подачу воздуха через канал ХХ в дроссельном узле.
Данный датчик является довольно ненадежным, часто подвергающийся поломке и замене. Из-за его ненадежности впоследствии от него отказались в пользу электронного дросселя.
Устройство РХХ
Регулятор холостого хода – это электродвигатель постоянного тока. Ниже приведена схема с описанием частей из которых состоит РХХ Нивы.
- Подвижный клапан потока воздуха;
- Плоскость фиксирующая РХХ;
- Обмотка;
- Вал с червячной передачей;
- Вывод (разъем);
- Втулка;
- Корпус;
- Якорь;
Где расположен датчик
РХХ Нивы устанавливается на дроссельном узле с задней его части и крепится двумя винтами, под крестовую отвертку, к корпусу.
На электронном дросселе (на автомобиле с электронной педалью газа) такого датчика нет.
Признаки неисправности
Датчик является полностью механическим и при его поломке сигнальная лампа «check engine» не зажигается. Диагностировать поломку можно только по признакам неисправности РХХ, которые описаны ниже.
Признаки:
- Самопроизвольная остановка двигателя на ХХ;
- Остановка двигателя при переключении на нейтральную передачу;
- Нет прогревочных оборотов на холодном двигателе;
- Плавают обороты;
- Самопроизвольное поднятие и снижение оборотов на ХХ;
Все эти признаки указывают на РХХ только при их выявлении на ХХ, так как регулятор работает в режиме холостого хода и не участвует в работе ДВС при высоких оборотах.
Проверка РХХ Нивы
Проверку данного датчика для точного выявления его поломки необходимо осуществлять в два эта: визуальный осмотр и проверка мультитермом. Рассмотрим каждую из проверок более подробно.
Визуальная проверка
Данная проверка осуществляется только после снятия РХХ с ДЗ.
Необходимо проверять состояние корпуса регулятора на нем не должно быть сколов трещин и щели между металлической и пластиковой частью.
Проверяется наличие всех заклепок фиксирующих пластиковую часть датчика, так как отсутствие заклепки может сопутствовать пропусканию воздуха.
Проверяется состояние уплотнительного резинового кольца. На нем не должно быть задиров и трещин.
Проверяется подвижность червячного вала. Он должен перемещаться без закусываний.
Проверяется отсутствие нагара на конусе регулятора.
Проверка мультиметром
Так как датчик является механическим и в принципе его конструкции лежит обычный двигатель постоянного тока, то проверка осуществляется в замере сопротивления обмотки РХХ.
Для проверки на мультиметре выставляем переключатель на измерение сопротивление величиной 200 Ом.
Подключаем щупы мультиметра к центральным выводам РХХ и замеряем на них сопротивление. Показания на экране прибора должны быть близки к 50 Ом. Если прибор показывает 1 или бесконечность, то вероятнее всего произошел обрыв обмотки.
При обрыве обмотке регулятор холостого хода ВАЗ 2121-2123 необходимо менять на новый.
Стоимость датчика
Изготовитель | Артикул | Цена, (рублей) |
LADA | 2112114830002 | 990 |
АвтоВАЗ | 21120114830004 | 600 |
Стандарт | 21120-1148300-81 | 680 |
Пегас | 2112-1148300-03 | 805 |
ERA | FJ480 | 370 |
Замена датчика
Замену реглятора холостого хода на Ниве произвести довольно просто и легко. Чтобы без ошибочно и с легкостью выполнить данную процедуру, рекомендуем следовать ниже представленной инструкции.
Процесс замены
- Отключаем минусовую клейму с АКБ. Это необходимо для избежания КЗ во время работы.
- Снимаем разъем с датчика.
- Откручиваем два крестообразных винта крепящих регулятор к корпусу дроссельного узла.
- Вынимаем реугулятор из посадочного места.
- Установка нового регулятора производится в обратной последовательности. Будьте внимательны не забудьте поставить уплотнительное колечко. Без данного резинового кольца ДУ будет не герметичен и возможны нежелательные подсосы воздуха.
Надеемся, наша статья была Вам полезна.