Момент затяжки головки блока цилиндров на ВАЗ 2112
Вступление
ГБЦ является одним из важнейших элементов в моторе любого авто. Именно головка предназначена для распыления топливовоздушной смеси в камере сгорания ДВС. ГБЦ устанавливается на блок цилиндром, при этом между ними устанавливается уплотнитель. В качестве уплотнителя используется прокладка из стали или паранита. Эта прокладка требует особого внимания в процессе установки, а именно правильно момента и порядка затяжки ГБЦ.
Во время крепления ГБЦ необходимо грамотно подтягивать болты с необходимым моментом и в четком порядке. Если проигнорировать любой этап, то выполненная работа может быть проделана напрасно и весь ремонт придется производить снова.
В этом обзоре рассмотрим способ затягивания болтов ГБЦ и момент, который необходимо приложить при закручивании болтов головки блока цилиндров на ВАЗ 2112.
Как работать с ГБЦ
Перед установкой головки необходимо все тщательно проверить и очистить. Между головкой и блоком ставится прокладка, ее исполнение зависит от типа мотора 8 клапанов (паранит) или 16 клапанов (металл). Чтобы грамотно прижать прокладку к блоку, необходимо провести подготовку головку к установке и строго соблюдать порядок затяжки.
Для установки ГБЦ потребуется:
- динамометрический ключ;
- штангель, чтобы узнать размер болтов;
- головка TORX-E.
Как проверить болты
Невытянутый болт крепления ГБЦ на моторах ВАЗ 2112 по длине составляет 9,8 см. Если старый болт был вытянут более 10 см, то его применение недопустимо, поскольку он не сможет качественно прожать прокладку, сломается или вовсе упрется в тело блока, в процессе затяжки.
При этом необходимо определить целостность резьбы, если она потянута или имеет деформацию болт необходимо заменить.
Подготовительный процесс
В обязательном порядке, прежде чем поставить ГБЦ, требуется произвести подготовительные работы. Это подразумевает очистку резьбы и отверстий для болтов. Во время демонтажа ГБЦ в отверстия проникает масло, оно на этапе затягивания не сможет позволить до конца подтянуть болт. Оставшуюся жидкость нужно удалить, прежде чем ставить ГБЦ.
Так же перед затяжкой необходимо смазать болты моторным маслом и дать маслу стечь на ветошь, чтобы болты были практически сухие перед установкой.
Этапы затягивания
Затягивать ГБЦ требуется в четкой последовательности. Если это проигнорировать, то возможно нарушение целостности прокладки или непосредственно самой ГБЦ. последовательность затяжки болтов указана на схеме ниже.
Болты подтягиваются от середины и крест-накрест, что дает возможность равномерно распределить давление на прокладку и ГБЦ.
Момент затяжки
Затягивать головку требуется в 3 подхода. Затягивание на шестнадцати клапанном двигателе различается от восьми клапанного агрегата. В первом используются болты меньшего сечения, потому момент затягивания на них меньше, в отличие от последнего варианта.
Нужно сказать, что автомобильный завод делает одинаковые моменты затягивания для восьми клапанных двигателей и для шестнадцати клапанных. Однако, как показала практика, болты меньшего сечения, которые используются в шестнадцати клапанных ДВС, не выдерживают момент, рекомендуемый АвтоВАЗом.
Момент затяжки для шестнадцати клапанного мотора модели 2112:
- первый заход: затягивание с усилием 20 Нм;
- второй заход: доворачивание на 90 градусов;
- третий заход: доворачивание на 90 градусов – окончательное.
Во время этого затягивания болты не «поплывут», не растянутся, не сломаются, а самое важное – позволяют обеспечить полноценное прилегание прокладки к блоку и ГБЦ. Это исключает возможность деформации детали.
Момент затягивания для восьми клапанного мотора модели 2112:
- первый заход: затягивание с усилием 20 Нм;
- второй заход: затягивание с усилием 60 Нм;
- третий заход: доворачивание на 90 град.;
- четвертый заход: доворачивание на 90 градусов – окончательное.
Нужно сказать, что этот момент характеризуется лишь для восьми клапанных ГБЦ, поскольку крепежные болты в этих двигателях имеют большее сечение и, соответственно, выдерживают больший момент затягивания.